Муниципальный земельный контроль - что это?

Земля всегда являлась, и будет являться главным достоянием и основой благосостояния и жизнедеятельности населения.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе муниципального управления в сфере землепользования.

Проведение муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Цель муниципального земельного контроля - сохранение земли, как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны:

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

своевременно приступать к использованию участком в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

своевременно производить платежи за землю;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.

Муниципальный контроль в целом представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение в пределах муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 

Для чего необходим муниципальный земельный контроль?

 

Темпы жилищного строительства, развитие сельского хозяйства влечет за собой вовлечение в хозяйственный оборот площадей территорий муниципальных образований, соответственно, растет количество землепользователей. Все чаще земли становятся объектами различных правонарушений, в том числе, самовольного захвата, использования не по целевому назначению, или, наоборот, длительного неиспользования, что неизбежно в дальнейшем порождает споры и конфликты, а главное, может привести к ухудшению качества и плодородия земель. Следовательно, увеличивается значимость и необходимость земельного контроля.

Целью муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере земельного законодательства, пользователями земельных участков.

Задачей муниципального земельного контроля является реализация системы мер, осуществляемых органами местного самоуправления, по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере земельного законодательства, и получение достоверной информации о состоянии использования земель на территории муниципальных образований.

Целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемых в рамках осуществления муниципального земельного контроля позволит более эффективно использовать земельные ресурсы муниципального образования, сделать прозрачным учет и контроль землепользования, повысить уровень правосознания и ответственности землепользователей.

 

Каким образом и кем осуществляется муниципальный земельный контроль?

 

Непосредственно муниципальный земельный контроль осуществляется муниципальными инспекторами - уполномоченными должностными лицами органа муниципального земельного контроля.

Муниципальные инспекторы осуществляют муниципальный земельный контроль в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых на основании распоряжений органа муниципального земельного контроля.

Проверка соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

Процесс осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю происходит при тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами внутренних дел (полиции) и органами прокуратуры, организациями, а также гражданами.

 

Каковы последствия проведенных мероприятий по муниципальному земельному контролю?

 

По итогам проведенных мероприятий по контролю составляется акт проверки по установленной форме, к которому прикладываются фотоснимки, результаты произведенных замеров участка, иные доказательства наличия или отсутствия правонарушения, принимаются меры реагирования в рамках компетенции органа муниципального земельного контроля.

В случае, если по результатам проверок будут выявлены правонарушения, выразившиеся в:

- самовольном занятии земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ));

- уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнении обязанностей по сохранению указанных знаков (ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ);

- использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 ст. 8.8. КоАП РФ (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ);

- невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ),

должностными лицами органов местного самоуправления составляется акт проведения проверки, землепользователю выдается предписание, составляется протокол об административном правонарушении, который направляется в Кудымкарский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Пермскому краю для принятия решения о привлечении лица, допустившего нарушение, к административной ответственности.

 

Комитет имущества и земельных ресурсов

администрации Юсьвинского муниципального района